Техника Гризайль
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Рисунок 1. Картина, выполненная в технике гризайль.
Гризайль — в истории европейской станковой и монументальной живописи есть приемы, когда художники выполняли тематические фигуративные и орнаментальные композиции в технике гризайль, при этом изображаемые на плоскости объемные предметы решались с использованием градаций тонов от черного до белого.
В черно- белом варианте живописец может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что полностью начинаешь ощущать и колорит произведения, и окраску каждого предмета. Мало того, гризайль дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации.
Гризайль — это монохромная живопись, живопись одним цветом. Чаще всего черным или коричневым. Важен принцип одноцветного изображения. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
ЦВЕТОВОЙ ТОН
Цветовой тон в живописи это не то же самое, что тон в рисунке. Это характеристика цветов по восприятию, обозначаемая соответствующим названием: красный, желтый, синий, т.е. это, собственно, цвет.
То, что мы называем тоном в рисунке, в живописи называют светлотой. Т.е. у каждого цветового оттенка есть определённая светлота. Например, синий мы можем взять в разной светлоте, от светло-голубого до тёмно-синего индиго. Каждому из этих оттенков будет соответствовать тот или иной серый тон в рисунке или гризайли.
Именно правильно подобранный по светлоте оттенок позволит вам сделать живопись объемной и пространственной. Вы можете изменить цветовой тон оттенка, например, сделать небо более зеленоватым или сиреневым, но если при этом вы правильно подберёте его светлоту, то небо останется небом.
Именно поэтому в живописи умение различать и правильно передавать светлоту оттенка является приоритетным по сравнению с достоверной передачей цветового тона или насыщенности. Только правильная передача светлоты гарантирует реалистичную передачу объёма предметов, их фактуры и материала, а также глубины пространства.
Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером по заказу богатого франкфуртского купца Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат внешние створки, на которых изображения святых имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.) из коллекции Государственных музеев Берлина (рис. 2). Для такого рода рельефной техники живописи часто использовалась гризайль.
Рисунок 2. Картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.)
Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника» (рис. 3). Название «гризайль» одинаково применимо и к одноцветным картинам, писанным масляною краской, и к рисункам, сделанным акварелью, например, китайскою тушью с белилами или без оных; но название это присвоено преимущественно таким произведениям кисти, которые составляют подражание барельефам или горельефам. Хотя в гризайлях подобного рода довольствуются по большей части передачею эффекта совершенно белых скульптурных работ, однако, при их исполнении необходимо принимать в расчет, что в натуре всегда встречаются оттенки различных тонов, зависящие от источника освещения, от рефлексов, от вещества, из которого сделан рельеф и т.п., а потому иметь на палитре, сверх белой и черной красок, еще и другие – голубую, коричневую, красную, желтую и даже малиновую.
Рисунок 3. Картина Пабло Пикассо «Герника»
Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил.
ЗАДАЧИ ГРИЗАЙЛИ
Задачи учебной и художественной гризайли несколько отличаются.
1. Учебная гризайль может быть самостоятельной работой, призванной закрепить через живописные приёмы, наработанное в рисунке владение тоном. Может создаваться в качестве основного рисунка на холсте, с последующей моделировкой светотени перед введением цвета.
2. Художественная гризайль рассматривается уже как самостоятельное произведение, задачей которого является утверждение эстетической ценности монохромного колорита картины.
Приглашаем на наши мастер-классы «Живопись Маслом», чтобы попробовать написать картину в такой технике.