История живописи: поп-арт
Рассматривая популярные стили живописи, нельзя не упомянуть о таком известном явлении в искусстве, как поп-арт.
Это направление возникло в пятидесятые годы прошлого века, как некая реакция на работы экспрессионистов. Стиль поп-арт берет за основу образы продуктов потребления массовой культуры, подразумевая тонкий контекст. Это игра масштабности материалов; оригинальный технический метод исполнения на холсте, прием своеобразного обнажения предмета, а так же выявление информационных помех.
Впервые, терминология «поп-арт» упоминается в работах критика Лоуренса Эллоуэя в 1954 году. Он использовал данное название наравне с понятием «поп-культура», чтобы подчеркнуть связь между направлением искусства и процессами, происходящими в социуме. Через пару лет после публикации его заметок, стиль поп-арт, как наименование течения вошел в употребление широкой аудиторией.
Поп-арт конкретно в живописи родился в 1955 году благодаря картинам британских художников Джо Тилсона, Питера Блека и Ричарда Смита. Но громкую славу приобрел лишь год спустя, когда мир увидел потрясающий коллаж под названием «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» художника Ричарда Хамилтона.
Ричард Хамилтон. Коллаж «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»
Новая образность, которую создавали СМИ и реклама не могла пройти мимо взглядов и острой восприимчивости творческих людей. Из туманного Лондона стиль перекочевал в Штаты. Его последователями в Америке являются такие видные фигуры, как Роберт Раушенберг, Джеймс Розенквист, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джаспер Джонс и, конечно же, всеми любимый Энди Уорхол.
Эндри Уорхол. Мэрлин Монро
Рассматривая историю живописи и вспоминая сюжетную линию поп-арта в ней, нельзя не сказать об острой критике, которой поддавались работы вышеупомянутых художников. Одни считали их труды абсурдным, ничем не отличающимся от банальной рекламы; другие назвали стиль примитивным и вульгарным; а третьи – находили в нем определенный смысл и восхищались тонкостью серьезного подтекста. Некоторые поэты и писатели, в частности, Стэнли Куниц (лауреат Пулитцеровской премии) отзывался о живописи поп-арта, как об откровенном выражении духа буржуазии.
Тем не менее, именно поп-арт в живописи смог отлично передать вкус и настроение времени. Молодость, мимолетность, сексуальность, мечтательность и некоторая наивность в картинах отражает истинную американскую мечту, о которой в России будут говорить лишь несколько десятилетий спустя.
Художники поп-арта смогли создать шедевры, передать культы общества своего поколения, а так же дать толчок к развитию новых стилей. Именно поп-арт в живописи породил такие модные и популярные течения, как оп-арт и кинетическое искусство.
Оп-арт. Виктор Вазарели. Гештальт III. 1969
Оп-арт, примером, продолжил тему иллюзорности предметов в восприятии мира. Эффекты слияния или пространственного перемещения, парения или падения в извивающихся линиях популярны и сегодня. Самым ярким представителем такого стиля считают Виктора Вазарелли.
Кинетическое искусство, в продолжение к теме о движении и восприятии социальных масс, подразумевает не только простые физические изменения, но и серьезные процессы в жизни; любые ее формы, возникшие в результате каких-либо действий.
Важно так же отметить, что поп-арт в наши дни перекочевал в мир дизайна и моды. Он не утратил свою актуальность и сегодня, когда в обществе возникли новые культы и «свежие» идолы.
Вы имеете возможность посетить мастер-класс от Ольги Базановой и ближе познакомиться с техниками поп-арта, а так же самостоятельно написать картину в этом стиле на наших занятиях.